Fisheye — рыбий глаз, это объектив с ультрашироким углом обзора. Со всеми вытекающими последствиями) Кто-то воспринимает такие объективы, как нечто супер творческое, кто-то вообще боится к ним приближаться. Но есть и фотографы, снимающие коммерцию на шириики, в том числе и фишай. А ещё он популярен в трэвл, когда хочется показать в кадре масштабы, но они не вмещаются в обычный ширик. Фишай — это особенный объектив, с сильно выпуклой передней линзой, за счёт чего появляется возможность, фотографируя небо взять в кадр и собственные ноги на земле)
Технические данные:
Байонет: Nikon F-mount (под остальные системы тоже есть, но производство их остановлено)
Фокусное расстояние: 15 мм
Диафрагма: F2.8 до F22
МДФ: 15 см
Формат: полный кадр (Full-frame)
Автофокус: ультразвуковой мотор
Вес: 370 гр
Длина: 9.7 см
Диаметр под фильтры: только для желатиновых фильтров в хвостовик
Конструктивно объектив выполнен очень просто. Особенная его часть — это передняя линза. Именно она создаёт широкий угол обзора. И она же изменяет геометрию картинки, скругляя её. 7 элементов в 6 группах, без особенных стёкол, без волшебных кнопок. Стекла не много, и объектив очень лёгкий. Похоже, это самый лёгкий объектив из всей актуальной линейки объективов Sigma.
Объектив для зеркальных камер, имеет скруглённую диафрагму и слегка шумный автофокус. Серия Exellent — в ней пока ещё остались актуальные объективы, но они все числятся как линзы для специфических задач. На сегодня выпускается только под байонет Nikon F, а под другие системы уже снят с производства. Однако его всё еще можно купить в официальных шоурумах Sigma. Корпус пластиковый, но крепкий. Бленда не съёмная, а соответственно, крышка объектива в виде стакана. В карман просто так её не сунуть. Но в целом, оно и не нужно, снял и кинул в рюкзак. Именно так я поступил на своих тестах. На корпусе есть кнопка переключения режима фокуса. И это важная кнопка. Во время работы автофокуса нельзя трогать кольцо фокусировки, так как оно вращается. Для мануального фокуса нужно переключать в соответствующий режим объектив, так как отключение аф в камере не поможет. Механически кольцо фокуса так и останется завязано на механизме мотора. Зато при таком фокусном расстоянии уже с нескольких метров вся картинка резкая, и не нужно старательно фокусироваться даже на открытой диафрагме. А на закрытой до 8-11 вообще можно снимать даже на древних камерах с самым убогим автофокусом. Это тот самый момент, когда крутой автофокус моей Сони альфа оказался ненужным)
Вес объектива не ощущается на камере совсем. Я использовал версию под кенон через конвертер mc-11. В основном снимал фото, но всё же пару видосиков на него снял. Впечатления такие:
На фото объектив ведёт себя прекрасно, без особенностей, без проблем, без чего-то сверхестественного. На видео иногда случались проблемы с аф, но скорее всего из-за того, что я использовал его через переходник. Собран объектив хорошо, ни чего не трясется, не болтается. Засветов не боится совсем. Можно снимать на него солнечные пейзажи, и он превосходно прорисует небо, облака, солнце и всё, что попадёт в кадр. А в кадр попадёт всё перечисленное, гарантирую. Есть у меня давняя цель поснимать на него звёзды. Думаю, скоро такая возможность у меня будет. Предвкушаю эти кадры, где всё звёздное небо уместится. Угол обзора объектива почти 180 градусов, то есть, если положить камеру на землю объективом вверх, то вполне можно сфотографировать всё небо. В общем, надо попробовать, прям руки чешутся.
Практика. Мой личный челлендж
Хотите историй? Будут вам истории. Моё любимое в текстах. В общем, взял я на тесты фишай, решил сгонять в горы, и там его потестить. Но мне сообщили, что привезли новый объектив 20 мм, в итоге в ту поездку я всё снимал на 20 мм, а на фишай сделал всего пару кадров. Посмотрел, впечатлился, и убрал в рюкзак. Задача стояла совсм другая. Однако сделал для себя пометку где-то глубоко в памяти о том, что этот объектив офигенно закручивает кадр, до головокружения. И решил дома его потестить на чем-нибудь, или на ком-нибудь. Попробовал поснимать предметку, и это оказалось сложной задачей. 180 градусов обзора обязывают думать над каждым пикселем в кадре. У меня на фоточке кроме предмета съёмки было всё, и люстра, и мои носки, и софтбокс, и, кажется, даже соседская собака с другой улицы. Ладно, решил, я, не сегодня. Всё это весело, но мне придётся прибраться в комнате, чтобы получился нормальный кадр.
На следующий день я придумал, кого поснимать. Это, на самом деле, был прикольный опыт. Теперь хочу в студии. Двое моих отпрысков — это обалденный тест скорости фокуса, резкости картинки, цвета и света. Сюжет меняется за секунду. Вот тут-то я и увидел, как себя ведёт объектив. Пару раз фокус замирал на одной точке. Возможно, я задевал кольцо фокуса. В целом, это не особо сказалось на общем количестве фоток. Но выбрал я в итоге лишь несколько кадров. В целом, мне нравится. Конечно, за бегущим прямо перед объективом человеком автофокус не успевает. Но я напомню, это 15 мм и 180 градусов, то есть пацан, бегущий мне навстречу, на самом деле уже упёрся почти носом в объектив. При таком раскладе шаг назад и он уже будет букашкой в кадре. Пример фоток ниже — я просто снял детей с уровня своего лица. То есть от камеры до детей расстояние меньше метра.
Блин, классно! — подумал я. Хочу потестить его на архитектуре. Пришёл домой, мне звонят и говорят, что завтра в 4 утра машина выезжает в Самарканд и я там срочно нужен. Хы…конечно нужен. Я закинул объектив с камерой в рюкзак, зарядил павербэнк и телефон, и решил как следует выспаться, но блин! Уже 4 утра. Я закинул в себя бутерброд, нацепил футболку и помчался в путь. В 9 утра я уже стоял на пятаке Улугбек и решал, куда в первую очередь пойти. Конечно же, в обсерваторию. До неё пара шагов от меня. И тут началось. Каждый, вот каждый, спрашивал у меня, заплатил ли я за съёмку. Приходилось объяснять, что я турист, и мне нафиг ваша коммерция тут не нужна. Потом прибился к группе испанских туристов и спокойно фотографировал обсерваторию. Мне всё же интересно, а что можно коммерческого снимать в обсерватории? Лав стори? Предметку? Одежду для магазина?
После обсерватории я рванул в мавзолей Святого Давида. Он тут недалеко, пару километров всего. По дороге я начал понимать, что пахнет чем-то жареным. Это начинала подгорать моя шея от солнца. Ерунда, ведь после гор у меня остался пригоревший слой кожи, он меня защитит, подумал я. У мавзолея собралась огромная толпа местных туристов, из разных городков Узбекистана. Я не стал им мешать, а прогулялся по округе.
Что дальше? Регистан, конечно же. Звоню Асаду. Договорились встретиться, и я иду в Регистан. Конечно пешком. Вообще я мечтал поснимать что-нибудь интересное по дороге, но в Самарканде стройка на каждом клочке земли. Такое мы и так видим повсюду.
В Регистане опять каждый меня спрашивал, что я снимаю, и для чего. Неугомонные. Снова я рассказывал, что снимаю для души, и бродил по комплексу в поисках интересных кадров. И они, конечно же, были.
Подошёл Асад, и с ним мы уже прогулялись до Гури Эмира, где, как и ожидалось, ни чего не изменилось. Стройка/реставрация так и не закончилась. Рядом Бульвар, знаменитая улица Самарканда. Деревья на месте, их не дали срубить. Зелено, приятно, на скамеечках сидели студенты и пожилые люди. На этом мой фототрип по Самарканду закончился, и дальше начались совсем другие приключения, которые к фотографии уже не имеют отношения. Но домой я вернулся в 3 часа ночи, так не поев ни чего за 23 часа. Оч тяжело, всё это время находиться на ногах, в жаре, голодным, но по итогу я поездкой доволен. Как и объективом, кстати. Фоточки и видео прилагаются ниже.
Линое впечатление — объектив творческий, интересный, хочу такой под беззеркалку, чтобы насладиться полностью. Но даже в моём случае, мне он очень понравился. Думаю, в ближайшее время ещё поснимаю на него. Ну, а теперь результаты трипа: