105 mm Sigma — не с проста зовут «bokeh master». Стоит напомнить, что компания занимается не только производством фототехники, но и активно ведёт исследования и эксперименты, отслеживает тренды в индустрии фото и видео. От чего каждый раз выдаёт актуальную продукцию с небольшим опережением потребности. Взять хотябы в пример линейку I-series, которая направлена на блогеров и видеографов, с доступной ценой и отменным качеством. И появление линз под байонет Fujinon.
Сегодня же расскажу про объектив, который появился уже довольно давно, но остаётся уникальным и по сей день. «Боке мастер» 105 мм — это нечто необычное в портретном сегменте линз. Но обо всём по порядку.
Технические данные:
Байонет: Sigma SA-mount / Nikon F-mount / Canon EF-mount / Sony E-mount / L-mount
Фокусное расстояние: 105 мм
Диафрагма: F1.4 до F16
МДФ: 100 см
Формат: полный кадр (Full-frame)
Автофокус: ультразвуковой мотор
Вес: 1.645-1.745 Кг
Длина: 13-15 см (зависит от байонета)
Диаметр под фильтры: 105 мм
Оптически 17 элементов в 12 группах.
3 FLD элемента
2 SLD элемента
1 Асферический элемент
Большая диафрагма при таком фокусном влечёт за собой и большие размеры передних линз. Конечно же это сказывается на весе объектива, который уверенно стремится к двум килограммам вместе с блендой. Бленда в комплект не поставляется, и нужно приобретать её отдельно. О ней расскажу ниже. Большой вес и габариты с лихвой компенсируются потрясающим изображением, которое может выдать этот объектив, да и разрешающая способность линз в схеме позволяет использовать его на многомегапиксельных матрицах, вплоть до 60Мп. Диафрагма из 9 скруглённых лепестков выдаёт красивой формы боке. По форме ближе к центру ровные круги, а с приближением к краю кадра они становятся похожими на лимончики. Причём расположение их также повторяет круг и получается слегка закрученная картинка. На кроп матрицах практически по всему полю кадра будут ровные круги.
Тут, кстати, ещё большой технический вопрос, от чего зависит форма боке, который мы планируем разобрать на очередной фотопрогулке с коллегой. Об этом будет отдельная статья. Может я ещё и внесу корректировки в этот текст, так что не теряемся, следим за информацией))
Итак, про надёжность и защищенность объектива. Тут долго писать нечего, он защищён от любых погодных условий. На байонете имеется резиновый уплотнитель, чтобы ещё и матрицу камеры обезопасить от погоды. Ну чудесно же)
Ход фокусировочного кольца тугой ровно настолько, чтобы его можно было вращать одним пальцем, но нельзя было случайно сбить, задев объектив. Кольцо резиновое, плотное, не растягивается, не сползает со временем и вообще держится очень хорошо.
Имеется шкала ГРИП и дистанции на корпусе сверху. Всё так же защищено, под стеклом и т. д. Тут же указано фокусное расстояние объектива, для тех, кто вдруг забыл, и диаметр светофильтра, если вдруг в рюкзаке их много и сложно на взгляд определить самый большой :))
Переключатель автофокуса имеет два положения. Мануал и авто. В мануале даже на диафрагме 1.4 вполне можно сфокусироваться. Главное привыкнуть к очень маленькой глубине резкости. Конечно же, с весом объектива, в мануале с рук будет сложно, но возможно. Переключатель такой же, как на всех объективах компании. Случайно его не переключить.
Над ним красуется буква А, чтобы напомнить владельцу о том, что объектив принадлежит серии Арт, и умеет делать потрясающую картинку. Ну, что правда — то правда, он умеет. На обзоре был объектив с байонетом под Canon. Камера сони, всё через конвертер MC-11
На объективе установлено кольцо с штативной лапкой. Так что снимая со штатива, смело можно крепить на него объектив, а к объективу уже прикручивать камеру. При его весе и габаритах это отличное решение, если необходимо снимать длительное время. Кольцевое крепление лапки и удобный фиксатор позволяют во время съёмки поворачивать связку камера+линза в портретное положение и обратно. Просто ослабил крепление, повернул, зафиксировал. Всё быстро и легко.
Бленда — отдельный девайс. С ней габариты объектива становятся ещё больше, но улучшаются характеристики в плане боковых засветов и от брызг при съёмке во время дождя, например. Бленда не имеет лепестков, представляет собой круглую штуку, похожую на тубус. Продаётся бленда отдельно. Фиксируется на объективе при помощи резьбового фиксатора. Ставится и снимается быстро, в любом положении.
А это чтобы оценить разницу в габаритах. Слева направо 105 мм, 85 мм (бзк) и бленда. Ну ладно, буду откровенен, на 85 мм бленда тоже большая, вон она, лежит внутри бленды от 105 мм. Видно, нет? Там же лежит конвертер мс-11, комплект документов, камера, рюкзак и палатка)))) Шучу.
Опыт и впечатления
Объектив выдаёт удивительную картинку, и об этом уже трещали все, кто про него рассказывал. Автофокус не самый скоростной, средненький. Но это и хорошо, так как при крупных планах на открытой диафрагме ГРИП очень маленькая, и при быстром фокусе легко промахнуться. Объектив предназначен, в первую очередь, для портретной съёмки. В студии с ним хорошо при условии, что студия просторная. Ростовые портреты даже не очень высоких людей получится снять с расстояния метров 8, не меньше. Резкий, даже на открытой. Виньетка совсем незначительная, слабо заметная. Хроматических аберраций не увидел. Тяжелый, и это сказывается уже через пол часа съёмки с ним. Лучше всего работать с жанровыми портретами, где-то на природе, без фанатичных беганий по локации. Это объектив для настоящих художников. Он лучше всего раскрывается на улице. При прямом свете в объектив контраст падает. Зайцев от солнца не заметил за ним.
Но самая главная его особенность, то что он невероятно отделяет объекты от фона. Если задник без ярких источников света, то он размывается настолько мягко, сливая цвета в ровный градиент, что можно создавать атмосферные фотографии без особых усилий. Если же в кадр попадают огоньки гирлянд, фонарей на улице или лучи солнца сквозь деревья, то всё это превращается в огромные боке и заполняет кадр рисунком этого объектива.
Надо иметь ввиду, что на 105 мм худенькие модели будут выглядеть чуть более спортивно, а полненькие круглее) Ну, это уже длинный фокус, и это физика. В целом же объектив почти не реагирует на неправильный угол съёмки по оси фокуса. Можно снимать со своего роста, от земли, над головой, и пропорции останутся естественными. И это тоже физика)
Взял я этот объектив на прогулку и вместе с Георгием потестили его в наших любимых условиях, в стрите, в портретах на улице. Чем всё закончилось — на фоточках ниже. Цена на объектив сопоставима с ценой на хорошую камеру, но аналогов нет, в ближайшее время их не предвидится. Готовим мускулы, берем его в руки и идём на улицу. Ща покажу)))
Фоточки от Гоши
Парочка моих кадров
Итог:
Общие впечатления, объектив очень хорош, слишком хорош. Я бы снимал на него портреты на улице, и всякие творческие идеи в любых локациях. Надо скрыть лишнее на фоне — открыл диафрагму и магия просто сделала всю работу ретушера. Надо показать окружение в кадре — прикрыл диафрагму и получил картинку на фоне. Захотел бокешки на новогодней фотосессии — легко. И размер их регулируется так же легко. Про бокешки ещё поговорим как-нибудь. На этом всё. Любые вопросы — добро пожаловать в канал телеграм @sigmalenses и в чатик @sigmaclub