Жёсткий свет. Студия. Фотограф Григорий Кравец в Ташкенте
Жёсткий свет. Студия. Фотограф Григорий Кравец в Ташкенте
Жёсткий свет. Студия. Фотограф Григорий Кравец в Ташкенте
Жёсткий свет. Студия. Фотограф Григорий Кравец в Ташкенте
Жёсткий свет. Студия. Фотограф Григорий Кравец в Ташкенте
Жёсткий свет. Студия. Фотограф Григорий Кравец в Ташкенте
Жёсткий свет. Студия. Фотограф Григорий Кравец в Ташкенте
Жёсткий свет. Студия. Фотограф Григорий Кравец в Ташкенте
Жёсткий свет. Студия. Фотограф Григорий Кравец в Ташкенте
Жёсткий свет. Студия. Фотограф Григорий Кравец в Ташкенте
Жёсткий свет. Студия. Фотограф Григорий Кравец в Ташкенте
Жёсткий свет. Студия. Фотограф Григорий Кравец в Ташкенте
Жёсткий свет. Студия. Фотограф Григорий Кравец в Ташкенте
Жёсткий свет. Студия. Фотограф Григорий Кравец в Ташкенте
Жёсткий свет. Студия. Фотограф Григорий Кравец в Ташкенте
Жёсткий свет. Студия. Фотограф Григорий Кравец в Ташкенте
Жёсткий свет. Студия. Фотограф Григорий Кравец в Ташкенте
Жёсткий свет. Студия. Фотограф Григорий Кравец в Ташкенте
Жёсткий свет. Студия. Фотограф Григорий Кравец в Ташкенте
Жёсткий свет. Студия. Фотограф Григорий Кравец в Ташкенте
Жёсткий свет. Студия. Фотограф Григорий Кравец в Ташкенте
Жёсткий свет. Студия. Фотограф Григорий Кравец в Ташкенте
Жёсткий свет. Студия. Фотограф Григорий Кравец в Ташкенте
Жёсткий свет. Студия. Фотограф Григорий Кравец в Ташкенте
Жёсткий свет. Студия. Фотограф Григорий Кравец в Ташкенте
Жёсткий свет. Студия. Фотограф Григорий Кравец в Ташкенте

У меня прошёл мастреркласс на тему «Жёсткий свет». Я, наверно, не совру, если скажу, что большинство фотографов его не любит. Дело в том, что при жестком свете часто легко словить блики в кадре, потерять контраст или наоборот, получить чрезмерно контрастные кадры, где будет выбито всё светлое, а тени будут черными. Ещё, жесткий свет заставляет щуриться моделей/клиентов и это тоже не очень. Гораздо проще работать с софтбоксом и получать мягкие кадры с любого ракурса. Один раз поставил и на расслабоне снимаешь.

В целом, я с этим согласен, только с небольшими поправками.

  • Из жесткого можно сделать мягкий, а наоборот нельзя
  • С мягким снимают все фотографы, а с жестким единицы
  • Жёсткий свет более широкий в творческом плане, чем мягкий
  • Жесткий свет лучше управляется, чем мягкий
  • Жестким светом можно точечно подсветить детали

Теперь подробнее. Жесткий свет — это любой маленький либо настолько далёкий источник света, что относительно модели или предмета он выглядит маленьким. Это правило, надо просто запомнить. Из жеского источника легко можно сделать мягкий, если отразить его от другой большой поверхности (привет отражатели, потолки и белые стены) или нацепить на него модификатор большого размера (софтбокс, зонт, фрострама). К сожалению, из мягкого источника сделать жесткий нереально без сильных потерь в мощности света. Сильных настолько, что лучше не пытаться :)

Жесткий свет хорошо отражается от любых поверхностей. Вообще от любых, даже при небольшой мощности источника. А если направить его в глянцевую поверхность — он даст явный блик, очень четкий и читаемый.

С жестким светом хорошо передаётся блеск хайлайтеров на мэйке и блёсток, как на мэйке так и на блестящей одежде. Вы никогда не сможете передать блеск ткани или каких-то блестящих мелких деталей на одежде без жесткого источника света. С жестким светом даже на матовой поверхности будут явные светлые участки, и это классно, если нужно показать блеск кожи на лице модели, без измазывания лица вазелином (да, раньше это был популярный приём среди фотографов)

Мне кажется, тут набралось много плюсов жёсткого света. Попробуем разобраться, как с ним работать, ведь это самое важное. Без навыков можно запороть любой кадр. Хотя, это касается всего, не только фотографии :)

Тени

От жестких источников получаются чёткие тени. Это супер творческая история, надо этим пользоваться, я считаю. Эти тени легко красятся заполняющим светом, поддаются обтравке в редакторах и корректируются пластикой в фотошопе.

Жёсткий свет. Студия. Фотограф Григорий Кравец в Ташкенте
Жёсткий свет. Студия. Фотограф Григорий Кравец в Ташкенте
Жёсткий свет. Студия. Фотограф Григорий Кравец в Ташкенте
Жёсткий свет. Студия. Фотограф Григорий Кравец в Ташкенте

Можно усилить восприятие кадра с такими тенями, передать динамику, эмоциональность, характер. Это коммерческая история, многие бренды одежды вернулись к жесткому свету, в фэшн фотографии жесткий свет, вроде и не уходил надолго, а сейчас очередной бум. Надо быть в тренде)

Жёсткий свет. Студия. Фотограф Григорий Кравец в Ташкенте
Жёсткий свет. Студия. Фотограф Григорий Кравец в Ташкенте
Жёсткий свет. Студия. Фотограф Григорий Кравец в Ташкенте
Жёсткий свет. Студия. Фотограф Григорий Кравец в Ташкенте
Жёсткий свет. Студия. Фотограф Григорий Кравец в Ташкенте
Жёсткий свет. Студия. Фотограф Григорий Кравец в Ташкенте

Существует много известных фотографов, работающих исключительно с жёстким светом. Это их визитная карточка. Просто потому, что большинство снимает с мягким, только и всего. Они не сделали какого-то открытия в фотографии, не изменили мир. Просто вернулись к тому, с чего фотография начиналась) Софтбоксы появились гораздо позже вспышек. Так что изначально светили жестким светом. А потом фотографы расслабились)

Споты — это насадки с линзой на вспышки (и постоянники). Одно время это было супер популярно. Настолько популярно, что стало попсово. Откровения ради, существуют снуты — это модификаторы, сужающие световой поток. Они не имеют линз и свет получается без четких границ, с ярким световым пятном по всему полю и с градиентным переходом от света в тень. Линзовые модификаторы концентрирую и фокусируют свет, и получается вот такой круг. Четкие границы. Можно на заполнение поставить источник любого цвета и он не будет смешиваться с рисующим. Это очень творчечкая история, надо пользоваться

Сегодня я решил отойти от развратного круглого света и сделать круг с мягкими краями. Всего-то, сбил фокус на модификаторе и он остался таким же ярким, но с мягкими краями. Обычный снут так не сможет, если источник света слабый. В нашем случае линза сфокусировала фотончики и всё хорошо. Свет от этого не стал мягче, он всё такой же, жесткий. И посему, вспоминаем одно из правил портретной фотографии:


Носик модели всегда смотрит в сторону света

Слышали о таком? Так вот, это касается жесткого света. Тогда у вас не будет жесткой тени от носа, которая разделяет лицо пополам. Да, жёсткий свет очень чувствителен к структуре лица модели, и если знать, как светить, то всё получится хорошо.

Жёсткий свет легче красить. Сейчас расскажу. Для того, чтобы изменить цвет вспышки в софтбоксе нужны большие гелиевые цветные фильтры. Для жесткого света достаточно небольших листочков-фильтров. Размера А6 фильтры поместятся в кармане одежды, целая пачка. Удобно? Безусловно!

Как комбинировать цвет мы изучали на одном из мастерклассов

А ещё жесткий свет отлично отражается от зеркальных поверхностей. Тут задействовано обычное зеркало в студии, просто попалось под руку. Сложность только в том, чтобы выбрать нужный угол и отразить свет туда, куда нам нужно. Но мы ж с вами каждый раз повторяем физику света на всех мастерклассах

Угол падения света равен углу его отражения от поверхности.

Так что, труда вам это не составит. На схеме видно, слева спот светит на стену позади модели, на модель не попадает. Нам нужен только круг, так что это фоновый свет. Справа фиолетовый свет, заполнение. Модель Георгий подсветил фонарём с рук, так как модель двигается и этот источник не получится закрепить на штативе.

Слева внизу фонарь с красным фильтром светит в зеркало на противоположной стороне, а свет отражается в виде красных разводов позади модели.
Результат ниже

Жёсткий свет. Студия. Фотограф Григорий Кравец в Ташкенте
Жёсткий свет. Студия. Фотограф Григорий Кравец в Ташкенте
Жёсткий свет. Студия. Фотограф Григорий Кравец в Ташкенте
Жёсткий свет. Студия. Фотограф Григорий Кравец в Ташкенте
Жёсткий свет. Студия. Фотограф Григорий Кравец в Ташкенте
Жёсткий свет. Студия. Фотограф Григорий Кравец в Ташкенте

Можно усложнить схему, и отражать свет от гибкого зеркала. Результат не сильно предсказуемый, придётся повозиться, сделать сотню дублей, а то и больше. Но оно того стоит. Гибкое зеркало одновременно и фокусирует свет и рассеиваеи по всей поверхности, в зависимости от того, как его направлять. В одиночку сложно, но если умелый помощник, то результат будет впечатляющим. К сожалению бэкстейджа нет, все руки были заняты. Но зато можно глянуть фоточки

Жёсткий свет. Студия. Фотограф Григорий Кравец в Ташкенте
Жёсткий свет. Студия. Фотограф Григорий Кравец в Ташкенте
Жёсткий свет. Студия. Фотограф Григорий Кравец в Ташкенте
Жёсткий свет. Студия. Фотограф Григорий Кравец в Ташкенте
Жёсткий свет. Студия. Фотограф Григорий Кравец в Ташкенте
Жёсткий свет. Студия. Фотограф Григорий Кравец в Ташкенте
Жёсткий свет. Студия. Фотограф Григорий Кравец в Ташкенте
Жёсткий свет. Студия. Фотограф Григорий Кравец в Ташкенте
Жёсткий свет. Студия. Фотограф Григорий Кравец в Ташкенте
Жёсткий свет. Студия. Фотограф Григорий Кравец в Ташкенте
Жёсткий свет. Студия. Фотограф Григорий Кравец в Ташкенте
Жёсткий свет. Студия. Фотограф Григорий Кравец в Ташкенте
Жёсткий свет. Студия. Фотограф Григорий Кравец в Ташкенте
Жёсткий свет. Студия. Фотограф Григорий Кравец в Ташкенте

Итог

Жесткий свет — это любые маленькие источники света. Маленькие именно источники, а не устройства. Голая вспышка без модификатора, фотофонарь, солнце, лед-жезлы, лед-панельки — это всё жесткий свет. Пользоваться им должен уметь каждый фотограф. Управлять светом нужно уметь и делать это грамотно. Нужна практика, тесты, эксперименты. Всё это можно делать и дома, но удобнее в студии. Мастеркласс рассчитан на большое количество участников и в его рамках довольно сложно разобраться со всем. Потому, гораздо эффективнее самостоятельно. А супер эффективно — на моём курсе по фотографии. Фотография — это светопись. Только свет делает наши кадры интересными. Разобравшись в его природе и научившись им управлять, вы сможете существенно вырасти в плане качества своих работ.

Посмотреть работы участников мастеркласса можно в нашем уютном чатике в Телеграм и так же на страницах участников в инстаграм. Зовите всех, кто любит и ценит фотографию, в наше сообщество.

Канал в Telegram

Telegram

Чат в Telegram

Telegram

Мой Instagram

Instagram

А ещё огромное спасибо Георгию за помощь

Саше за участие

Компании Сигма, за то, что помогают развиваться начинающим фотографам

И студии 2A studio за то, что с ними супер комфортно

Полезные статьи

Жёсткий свет. Студия. Фотограф Григорий Кравец в Ташкенте

Цвет в фотографии

Креативное освещение — это звучит классно, но часто начинающие (и не только) понимают под ним использование...
Жёсткий свет. Студия. Фотограф Григорий Кравец в Ташкенте

Отраженный свет

В рамках моего мастеркласса по Новогодним фотосессиям разобрались с темой отраженного света. Можно снимать...
Жёсткий свет. Студия. Фотограф Григорий Кравец в Ташкенте

Мягкий и жесткий?

Простые термины, понимание которых упростит жизнь любому фотографу. А уж если работа в команде, то упростит жизнь...
Жёсткий свет. Студия. Фотограф Григорий Кравец в Ташкенте

Астрофотография

Астрофотосъёмка — это всякие туманности, планеты, звёзды. Сейчас даже мобильный телефон умеет снимать ночные фото...
Жёсткий свет. Студия. Фотограф Григорий Кравец в Ташкенте

Мастеркласс «Студийное оборудование»

Студийные вспышки, софтбоксы, синхронизаторы, циклорама…для некоторых это звучит как «чёрная магия», которой обладают...
Жёсткий свет. Студия. Фотограф Григорий Кравец в Ташкенте

МК «Широкий угол — новые возможности»

Научились работать с шириками в портретной фотографии и стали ближе к трендам. Фотоотчёт, бэкстейджи и немного...
Жёсткий свет. Студия. Фотограф Григорий Кравец в Ташкенте

Мастеркласс «Мужской и женский портрет»

Фотоотчёт и немножко полезной информации с мастеркласса по портретной фотографии
Жёсткий свет. Студия. Фотограф Григорий Кравец в Ташкенте

Конверсионные фильтры

Итак, у вас лишь одна вспышка и неконтролируемые условия. Надо сфотографировать хорошо, и как это вообще возможно,...
Жёсткий свет. Студия. Фотограф Григорий Кравец в Ташкенте

Лазеры. Творчество

Надо снимать репортаж мероприятия. А в освещении используются лазерные проекторы, пушки или светомузыкальное...