С тех пор, как человек начал использовать цвет в своих рисунках на скалах, мы и стараемся передавать через цвет дополнительную информацию. То есть, если сюжет в фотографии, на картине, виден и читается, то можно цветом усилить эмоциональное восприятие.
До сих пор есть мнение, что чернобелые фотографии лучше передают сюжет, так как мозг не отвлекается на цвет и всё внимание на происходящее в кадре. Многие стритфотографы, которые снимают уже десятки лет, любят снимать в ЧБ и топят за ЧБ. Я даже как-то повёлся на это и поддерживал мысль о том, что чб — это история, а цвет — это картинка. Тут правда только наполовину) ЧБ — это история, ушедшая в прошлое. Весь современный визуал строится на цвете. Ну вот как пример: кинематограф, телевидение, реклама, социальные сети и т. д. По цветовому оформлению мы можем ещё до прочтения текста определить социальную сеть, логотип компании, настроение фильма. Да-да, сейчас такое огромное количество визуальной информации, что цвет стал решающей точкой. Когда мы устанем от цвета — появится что-нибудь ещё) Уже есть фотографии со звуком и анимацией)
Так вот, влияние цвета уже давно изучено и даже существуют таблички, где упрощённо можно определить, какие цвета сочетаются друг с другом, а какие нет. Я не буду сегодня рассказывать длинную теорию цвета, этой информации полно в интернете. Моя позиция такая: камера видит цвет? Значит надо пользоваться этим. В монохром я перевожу только те кадры, где очень неудачное освещение или ужасное сочетание цвета в кадре, которое не поддаётся простой коррекции в редакторах. Сложные коррекции, как вы уже знаете, я терпеть не могу. Лучше удалю неудачный кадр и сделаю десяток других правильно, чем потрачу кучу времени при обработке, чтобы спасти фотографию.
Теория цвета. Кратко
Изучать влияние цвета стали относительно недавно. Однако чувство прекрасного строилось на картинах классиков живописи. Возможно, благодаря именно художникам средневековья и до наших дней у нас выстроились четкие понимания восприятия цвета) Ну, от части. Ночь — холодные цвета, день — теплые. Зима — холодные. лето — тёплые. Это привычно нам. Закат от оранжевого к фиолетовому, рассвет от алого к желтому, верх светлее, низ темнее. Мы привыкли к одному источнику света и даже сейчас, когда используется в освещении множество слабых источников, чтобы что-то рассмотреть, мы подносим это к одному источнику, самому яркому. Наше восприятие формируется с детства и мы точно знаем, что чередующиеся черные и желтые полосы — это довольно опасно, может ужалить. Так же с определёнными оттенками красного цвета. Нас сначала учат различать всего 7 цветов. Взрослея мы понимаем, что оттенков каждого цвета огромное множество. А ещё цвет умеет смешиваться и из двух или трёх цветов рождается новый цвет.
Мы тренируем восприятие всю свою жизнь. Кто-то воспитывает свой визуальный вкус на классических картинах, кто-то на современных компьютерных играх. Это навык, который тренируется всю жизнь. От того, как он тренировался, и зависит то, что для нас будет «красиво», а что нет. Фотограф — это художник, который создаёт свои картины не красками, а светом и цветом. Нет правильно откалиброванного видения, его не существует. Есть математическое понимание взаимодействия цвета, и есть интуитивное. И вот второе — самое интересное, на мой взгляд.
Азиатские фотографы обожают яркие цвета, много цвета. В то время, как фотограф из Норвегии делает фотографии в холодных тонах. К каким сочетаниям цвета люди привыкли с рождения, так они и передают информацию в своих работах. Это не аксиома, и это не значит, что фотограф с Аляски никогда не применит в фотографиях желтый цвет) Но преобладать будут всё же определённые оттенки. И это всегда будет красиво.
Цветовой круг. Комплиментарные цвета
Существует правило сочетания цвета, так называемый круг Иттена. Вариаций его много, и не всё работает как надо, но это наилучшая шпаргалка для тех, кто пока не натренировал своё восприятие цвета. В данном примере круг из двух цветов. То есть два цвета, расположенных напротив друг друга и равноудалённых от центра — наиболее хорошо сочетаемые цвета. Это самые простые, а потому и самые популярные комбинации цвета. Встретить такое можно и на обложках музыкальных альбомов и в кинематографе, всюду.
Триады цвета
Такая комбинация цвета сложнее, но ещё интереснее. Комбинируется три цвета, а наиболее хорошо сочетаются тройки, расположенные по углам любого из треугольников. Это могут быть равноудалёные друг от друга цвета на круге, а также цвета, расположенные по одну сторону круга (на примере это зелёный, оранжевый и сиреневый треугольники. Это упрощённый круг, чтоб легче было понять закономерность. В действительности, у каждого цвета есть множество оттенков.
Более сложные комбинации из 4 и более цветов. С ними работать ещё труднее. Но иногда в фотографировании косметики приходится работать с сочетаниями посложнее.
Практика
Знать комплиментарные цвета — это очень круто, но надо же ещё уметь с ними работать! В большинстве случаев, неопытный фотограф ставит свет симметрично по обе стороны от модели, подгоняет фильтрами под комплиментарное сочетание, фотографирует и…потом пытается что-то с этим делать на постобработке. Наверно перечислю самые популярные косяки в таких съёмках, а потом поговорим о том, как их избежать ещё до попадания фотки в фотошоп.
1. Лица несимметричны, и если располагать свет симметрично с двух сторон, то в кадре будет наложение двух разных лиц, и это такое себе
2. Модель ограничивается в движении, так как если совсем чуть-чуть повернет голову в сторону или опустит вниз, то цветные пятна будут по всему лицу. А на месте пересечения двух цветов, как мы все уже знаем, появится третий цвет.
Ну и равное количество цвета делит фотографию на две части, которые мозг воспринимает, как разные, и пытается как-то логично объединить их.
Тут яркий пример нелогичной постановки света. Портретные фотографы знают, что очень редко получается красивый портрет, если модель смотрит прямо в кадр. Оба цвета, красный и синий (которые хорошо сочетаются) разделили портрет на 2 равных части. Но слева и справа от носа модели создаётся тень, которая заполняется, конечно же, смешением всех цветов. С глазами то же самое.
На постобработке придётся попыхтеть, чтобы устранить всё лишнее.
Гораздо интереснее смотрится смешение цветов в освещении, если один из цветов является рисующим, основным, а остальные лишь дополняют контраст, рисунок или отдельные элементы. Так фотография читается легче. Портретная фотография — это такой жанр, где не всегда нужно усложнять восприятие кадра. Чаще всего кадр должен быть понятным, логичным. Арт фотография отличается от обычной портретной тем, что в ней должна быть история, которая раскрывается далеко не в одном кадре, а в серии. Вот там можно усложнять свет и цвет, пусть зритель думает.
Я привык работать с цветным освещением так:
Есть основной цвет, эдакий фундамент нашей фотографии. Именно этот цвет должен нарисовать основной сюжет в кадре. Комплиментарный же цвет должен дополнить сюжет, будто раскрывая картину полностью. А значит, я никогда не свечу на модель симметрично разными цветами. Один всегда остаётся рисующим, а остальные цвета дополняют кадр в виде заполнения, фона, контровика. Таким образом, сохраняется естественность лиц, даже если они освещены синим или пурпурным цветом.
Важно!
Цвет у нас собирается с матрицы в 3х значениях: R(красный) G(зелёный) B(синий)
И если мы переэкспонируем более 30% любой цвет, мы потеряем текстуру кожи, одежды и т, д. Да, есть такая особенность работы с цветным освещением. Потому, всегда, если работаешь с RGB освещением, снимать нужно в пониженной экспозиции. Тогда и цвет будет более насыщенным, и текстура полностью сохранится.
Зная это простое правило, можно смело работать и креативить. Фотография хороша, когда цвет в ней к месту. Так можно передать атмосферу, настроение кадра, подчеркнуть или скрыть какие-то детали. И это тоже инструмент. Кстати, красный свет очень хорошо скрывает прыщики и пигментацию кожи, а синий цвет создает ощущение сумерек. Пользуйся этим, когда есть необходимость) Ниже некоторые мои кадры, снятые с цветным освещением. Это не только портреты, это и предметная съёмка, рекламная и вообще, может быть любой жанр.
Популярная комбинация синего и оранжевого цвета
Синий фон, это постоянный свет с фильтром синего цвета. Желтый — подсвечена модель. Бенгальские свечи хорошо вписались в эту комбинацию цвета
Та же схема света, и красная рубашка дополнила комбинацию цвета до треугольника, синий-желтый-красный.
На самом деле, цвет в фотографии — это не всегда цветное освещение. Нужно подбирать одежду, образ под необходимый кадр. Просто поставить два или три источника по цветовому кругу Иттена и ждать крутой картинки не стоит. Надо понимать, для чего ты это делаешь, что хочешь получить в результате, что хочешь показать. Цветом можно отделить модель на циклораме, например, или заставить зрителя смотреть на определённый участок кадра. Но всегда нужно держать в голове понимание КТО ГЛАВНЫЙ ОБЪЕКТ НА ФОТО, и с учётом этого строить картинку.
Всю эту тему мы подробно изучили на моём мастерклассе по креативному освещению и каждый попрактиковался в выстраивании схем освещения, работе с цветовыми сочетаниями. Тут полно бэкстейджей, которые ценнее текстовой информации. Фотографии можно скачивать. Гоша молодец