Отраженный свет. Фотограф Григорий Кравец в Ташкенте
Отраженный свет. Фотограф Григорий Кравец в Ташкенте
Отраженный свет. Фотограф Григорий Кравец в Ташкенте
Отраженный свет. Фотограф Григорий Кравец в Ташкенте
Отраженный свет. Фотограф Григорий Кравец в Ташкенте

Отраженный свет

Смешанный свет, отражённый свет, постоянный и импульсный. Новогодняя фотосессия, какой она должна быть. Идеи на все случаи и решения на те же все случаи

В рамках моего мастеркласса по Новогодним фотосессиям разобрались с темой отраженного света. Можно снимать с ипульсным и постоянным светом и сохранить воздушность картинки и огоньки гирлянд. Как оказалось, очень востребованная тема, в ближайшее время повторим. А пока для тех, кто не попал на МК небольшой гайд по пройденной теме.

Какой свет выбрать?

Давай разделим свет на два типа:
1. Импульсный свет — любая вспышка, хоть накамерная, хоть студийный моноблок, хоть генераторный свет. Это такой источник света, который светит не постоянно, а импульсом, сверкнул и погас. Такие источники света очень мощные, даже самая слабая накамерная вспышка будет освещать ярче, чем большинство даже дорогих постоянных источников.

2. Постоянный свет — любой источник, который светит непрерывно, включил — и снимай. Это любой свет, от обычной лампочки в люстре дома, до специальных фонарей и студийных моноблоков. Новогодняя гирлянда — тоже постоянный источник света. Объективности ради, стоит отметить, что не все гирлянды светят непрерывно, некоторые мерцают и переливаются огнями. Но будем их считать постоянным светом, так понятнее и правильнее.

Если какой-то знаменитый фотограф глядя на портрет говорит, что такое можно снять только с постоянным или только с импульсным светом и никак иначе — отписывайся, забудь про него, он не разбирается в физике света. А физика его такова, что свет — это фотоны, которые подчиняются общему закону распространения света.

Не важно, постоянный или импульсный, свет остаётся светом, потоком фотонов, которые летят во всех направлениях по прямой линии! Любую статичную картинку можно повторить с любым типом света!

Нельзя посветить за угол, если есть непрозрачная преграда. Свет не умеет двигаться криво) Попасть за угол он может только если отразится от какой-то поверхности и изменит направление. Более того, мы видим прямой свет только тогда, когда смотрим прямо на источник света (солнце, лампа). Во всех остальных случаях мы видим только отраженный свет. Живи теперь с этим)

Какая из картинок снята с импульсным светом, а какая с постоянным? Легко понять, левая с импульсным, правая с постоянным…а нет, перепутал, наоборот, левая с постоянным, правая с импульсным…да короче, по световому рисунку они одинаковые, по тому, как лёг свет, по жесткости — одинаковые. Разница будет только если использовать разные модификаторы (эти все ваши софтбоксы, тарелки, горшки, фрострамы)

Так какой свет выбрать?

Важна цель съёмки, ИДЕЯ, так сказать. Важно решить, какие кадры планируется снять. Вот минимальные критерии:

1. Статичные кадры
    В движении

2. Только один тип света
    Смешанный свет (гирлянды, огоньки, постоянный свет ламп)

От этого и будем отталкиваться

Постоянный свет, как заполняющий

Да, вернемся к теме мягкого и жесткого света и вспомним, что чем больше источник света — тем мягче свет. Для новогодней фотосессии хорошо бы показать вместе с яркостью интерьера и легкую, воздушную картинку. А ещё, чем меньше ретуши — тем лучше. Именно мягкий свет подходит для такой задачи. Белый потолок или стена в студии — это огромный софтбокс. Нужно просто на него посветить, и отраженное световое пятно зальёт всю студию светом, ровненько и без проблем.

Но если это постоянный свет — то будут ограничения. В движении снимать нельзя, так как постоянный свет, чаще всего, слабой мощности, и придётся снимать на длинных выдержках. Статичный портрет — ок, без проблем. Немного движения и всё, смаз в кадре. Это важно. Снимать такие кадры лучше на открытой диафрагме. А если в кадре несколько человек? Придётся прикрыть диафрагму до F/4-5,6 и потерять и без того слабый свет. Придётся повышать ISO, чтобы добиться правильной экспозиции. Камера позволяет? Тогда вперёд, всё получится. Из преимуществ, ты глазами видишь готовую картинку, как ложится свет, есть лилишние блики и т. д. Сама схема с отраженным светом позволяет не переживать о том, правильно ли выставлен свет, так как свет заливает равномерно помещение и модель может перемещаться по всему пространству во время съёмки без каких-либо проблем по свету. Кайф? Согласен. Это схема выручалочка для тех, кто пока ещё не научился выставлять свет правильно, но уже взял заказ на платную фотосессию на новый год (никогда так не делайте)
Надо запомнить главное правило:

Чем дальше свет от модели — тем слабее. Увеличилось расстояние в 2 раза, свет стал слабее в 4 раза.

А теперь посчитай расстояние от источника света до модели. То есть, от софтбокса (который съедает 1 стоп яркости) до потолка, и от потолка до модели света остаётся очень мало. И это счастье, если в студии будет мощный источник, а если нет? А если высокие потолки? Кстати, с потолками такая тема: в высокий потолок можно светить жестким светом, пятно будет большим. Главное, чтобы источник света стоял выше роста модели и она не видела его глазами. Как узнать? Просто спросить или встать на место модели и посмотреть. А если потолок низкий, придется сделать изначатьно большое световое пятно (софтбокс) и его уже направить на потолок. Мы потеряли минимум 1-1,5 стопа света. А если съёмка днем и в студии окна? Постоянник сможет нормально выстветить картинку? Никогда. Решение — снимать ночью, вешать шторы и т. д.)))) Так себе, да?) Утрирую конечно, но такие ситуации будут встречаться в 70-80% съёмках.

Импульсный свет мощнее постоянного.

Почти всегда. Даже накамерная вспышка будет светить ярче, чем постоянный источник в 50-60 джоулей. Можно так же светить в потолок. Создать такую же схему света, но спокойно снимать на открытой диафрагме и ISO-100. Ни каких шумов, ни каких смазов, выдержка практически не влияет на картинку, так как импульс вспышки, даже самой дешевой вспышки, даже совсем китайской, будет существенно короче выдержки в камере. Но тут возникает проблема. Вспышка намного мощнее огоньков на ёлке, гирлянд и бенгальских огней. То есть со вспышкой легко потерять эьт источники света в кадре. Без них будет просто скучная ёлка или просто провод с негорящими лампочками) Что делать? Снимать на минимальной мощности — одно решение. Снимать с отраженным светом от потолка — тоже прекрасное решение. Сделать выдержку длиннее — тоже решение. Короче накидал 3 варианта, рабочих варианта. И тут в кадре появляется семья и 4 человек и на открытой диафрагме уже не получится снимать. Придётся прикрыть, чтобы все были в фокусе.

Чё делать?

хочу огоньки на ёлке, они же есть, почему камера их не видит?

Нужны огоньки — экспонируй по огонькам!

просто запомни это и случится магия) Настраиваем камеру по огонькам (экспозиция, ISO), а дальше настраиваем мощность вспышки. Добиваемся нужной картинки и всё, работаем! Звучит просто. На деле так же просто.

Это смешанный свет. Так же можно снимать и с постоянным светом, если кадры статичные, спокойные. А вот ту магию, что я покажу ниже, никогда не получится снять с постоянным основным светом.

Выдержка ¼, ISO-100 и после того, как сработала вспышка кручу зум объектива

те же настройки, что и выше, но теперь после вспышки двигаю камеру влево

те же настройки, что и выше, но теперь после вспышки двигаю камеру…да в любую сторону

те же настройки, что и выше, но теперь после вспышки вращаю камеру)))

масса вариантов в творчестве, одна схема света, одна локация

Одно важное правило:


На модель не должен попадать постоянный свет, только вспышка.

Я буду часто напоминать об этом, но импульсный свет работает так же, как и постоянный. Физика света одна и та же. Фотоны ведут себя одинаково. Отраженный свет слабее прямого. Всё что мы видим вокруг, это благодаря отраженному свету. Все предметы отражают свет. ДАЖЕ ЧЕРНЫЕ ПОВЕРХНОСТИ! Только мощности требуется больше. Свет имеет световую температуру, цвет, мощность. Направленность мы формируем только модификаторами (софтбоксы, снуты, тарелки, линзы). Без модификаторов свет неуправляемый, светит во все стороны и отражается от всех поверхностей.

А вот тут фоточки бекстейджей с мастеркласса, которые можно скачать

Угадай, кто снимал этот крутой репортаж? Йееее, Гошанский!

А работы участников можно увидеть в моей телеграм группе
Присоединяйся, если ещё не там)

Полезные статьи

Отраженный свет. Фотограф Григорий Кравец в Ташкенте

Мягкий и жесткий?

Простые термины, понимание которых упростит жизнь любому фотографу. А уж если работа в команде, то упростит жизнь...
Отраженный свет. Фотограф Григорий Кравец в Ташкенте

Астрофотография

Астрофотосъёмка — это всякие туманности, планеты, звёзды. Сейчас даже мобильный телефон умеет снимать ночные фото...
Отраженный свет. Фотограф Григорий Кравец в Ташкенте

Мастеркласс «Студийное оборудование»

Студийные вспышки, софтбоксы, синхронизаторы, циклорама…для некоторых это звучит как «чёрная магия», которой обладают...
Отраженный свет. Фотограф Григорий Кравец в Ташкенте

МК «Широкий угол — новые возможности»

Научились работать с шириками в портретной фотографии и стали ближе к трендам. Фотоотчёт, бэкстейджи и немного...
Отраженный свет. Фотограф Григорий Кравец в Ташкенте

Мастеркласс «Мужской и женский портрет»

Фотоотчёт и немножко полезной информации с мастеркласса по портретной фотографии
Отраженный свет. Фотограф Григорий Кравец в Ташкенте

Жёсткий свет. Студия

Жесткий свет — это сложно, скажут одни фотографы. Жёсткий свет — это ограниченные жанры, скажут другие фотографы....
Отраженный свет. Фотограф Григорий Кравец в Ташкенте

Цвет в фотографии

Креативное освещение — это звучит классно, но часто начинающие (и не только) понимают под ним использование...