Пожалуй, одна из тем, которую я проведу повторно в скором времени, это студийное оборудование. А пока я просто повторю вкратце то, что рассказывал на мастерклассе.
Итак, студийное оборудование — это стойки, штативы, вспышки, софтбоксы, горшки, стрипбоксы, тарелки, фильтры, постоянный свет, фоны, флаги, фросты, отражатели. Всё это служит для своих, строго определённых задач. На МК мы затронули тему студийного света и модификаторов. Но сначала небольшой экскурс в психологию, эволюцию и восприятие. Погнали.
За тысячелетия мы настолько привыкли видеть один источник света сверху, что это отложилось на генном уровне и считается нормой. То есть, солнце, луна, звёзды, всё это всегда светит сверху. И основной источник света, самый яркий, всегда один. Это называется — рисующий свет, то есть он нам обрисовывает все окружающие предметы, отражаясь от них. Справедливости ради, скажу, что свет, привычный для нас, может светить как сверху, так и сбоку (окно, солнышко на закате), но если он светит снизу — это ломает нормальное восприятие. Значит так свет мы не ставим, либо ставим лишь в том случае, если нужно получить жуткую картинку, хоррор, что-то такое, что должно вызвать негативный отклик.
С расположением света разобрались. Теперь разберёмся между мягким и жестким светом. Мягкий свет это когда граница света и тени не имеет чёткой линии, а проявляется в виде градиента от светлого к тёмному. Чем шире этот градиент, тем принято считать свет более мягким. Жесткий же свет наоборот, жесткая граница между светом и тенью. И чем более четкая линия между светлым и темным участком, тем более жестким принято считать свет.
Жесткий свет
Маленький источник света, меньше чем модель или объект, который он освещает. Либо источник света, расположенный максимально далеко от модели, настолько далеко, что превращается в небольшое пятно света. В студии это вспышки без насадок, накамерные вспышки, фотофонари. На улице сравнить можно с солнцем в безоблачный день, когда для нас оно выглядит в виде яркой точки на небе. Это и есть жесткий свет.
Мягкий свет
Это возможно, когда источник света по размерам сопоставим или превышает размер модели или объекта съёмки. Такой источник может освещать модель любой формы на большой площади, от чего не появляются резкие границы света и тени, а только плавный переход от светлого участка к тёмному, в виде градиента. В студии это большие софтбоксы. На улице — яркий пример, облачное небо, когда свет максимально рассеян в облаках и именно они становятся источниками света. Это и есть мягкий свет.
Студия
студийная вспышка «моноблок»
Основные её параметры — мощность, наличие пилотного света, возможность управления по проводу или без провода. байонет. Да, у вспышек тоже есть байонет, как-раз то место, куда крепятся различные модификаторы света. Может выглядеть так, как на фото или отличаться, но задачи она выполняет те же, и параметры основные те же.
Студийная вспышка светит во все стороны, свет неуправляемый, жесткий, в центре светового пятна очень ярко, к краям от светового пятна свет слабый, не ровный. Кроме того, так вспышку в студии использовать нельзя, потому что лампа в ней очень хрупкая, и если она не защищена, то её легко повредить. Администрация студии не будет этому рада. Потому, никогда так вспышки не используйте.
Кроме импульсного света существует и постоянный. Вся разница в том, что вспышка на короткое время подсвечивает объект, а постоянный свет светит постоянно (удивительно, да) как лампочка в вашем доме.
Чтобы свет стал более управляемым, светил туда, куда вам нужно, придётся как-то его отгораживать, направлять, фокусировать. Существуют специальные линзы френеля, которые очень хорошо фокусируют свет. Именно они стоят на обычных накамерных вспышках. Но на студийных в комплекте их часто нет. Что делать?
Софтбокс
Это, дословно, рассеивающая, смягчающая коробка. Всё, что для вас важно — это размер софтбокса. Чем он больше — тем мягче свет он будет давать. Чем он меньше — тем жестче.
На фото около меня лежат разные по размеру и форме софтбоксы, за спиной октобокс, справа на фотке стрипбокс. Форма их — это форма светового потока, который они сформируют и блик, который они дадут в отражениях (в глазах, на глянцевых поверхностях и т. д.) Только их размер влияет на жесткость света! Запомните.
Внутри любого софтбокса может быть один фрост или более. Фрост ткань — материал, позволяющий сделать свет равномерным. То есть без ярких и тёмных участков, а ровным по всей поверхности софтбокса. Стенки софтбокса светоотражающие, и позволяют максимум света направить на фрост, который, с точки зрения модели, является источником света. То есть светит уже не маленькая лампа вспышки, а большая поверхность белого фроста.
Соты
Свет от софтбокса разлетается почти на 180 градусов, но он равномерный, заполняющий кадр перед собой. Если же нам нужно сделать поток света более узким, чтобы он не отражался от стенок, мебели, предметов, циклорамы, то на софтбокс надеваются соты. Чем они глубже — тем более узкий пучек света будет излучать софтбокс. Соты никак не влияют на жёсткость света, они влияют только на контраст и направленность.
Горшок
Это металлический модификатор, который направляет свет. Бывает разных размеров, создаёт довольно ровное круглое световое пятно, но раздваивает тени, так как на модель попадает 2 источника света — сама вспышка и отражение вспышки от внутренних стенок горшка. Для горшков тоже существуют соты, делающие узкий пучек света ещё более узким, но двоение теней почти не убирают. На фото горшок у меня за спиной, работает в качестве контрового света.
Стрипбокс
Прямоугольный софтбокс. Чем он выше, тем интереснее с ним работать. Может использоваться в качестве контрового света, рисующего, фонового. Создаёт пучёк света прямоугольной формы, но чем дальше от модели или фона, тем менее прямоугольным становится световой поток от него. Сужествую и для него соты. И с ними стрипбокс превращается в супер гибкий и универсальный прибор. Можно использовать вертикально, горизонтально, светить сверху, освещать фон, всё что угодно.
Синхронизатор
Как-то ведь надо управлять вспышками? Чтобы они срабатывали именно тогда, когда вы нажимаете на кнопку затвора камеры, существует управление вспышками. Раньше всё это было по проводам, которые подключались к камере. Сейчас есть радиосинхронизаторы. И это очень удобно. Можно настроить канал для вспышки, выбрать целую группу вспышек, и управлять их мощностью прямо с синхронизатора, который ставится в горячий башмак камеры. Вон он, в руках у меня
В заключении:
Чтобы полностью разобраться со всеми настройками вспышек, возможностями использования модификаторов, созданием световых схем и работы с ними, требуется практика. В одну публикация я врядли бы смог уместить всю необходимую информацию, если я не смог всю её уместить в трёхчасовой мастеркласс. Однако основные темы я постарался раскрыть, участники применили несколько схем на практике, поработали с импульсным и постоянным светом и, надеюсь, остались довольны. Впереди будут ещё открытые уроки на эту тему, но более детально я смогу её раскрыть на индивидуальных курсах. Ниже фотоотчёт с мастеркласса, некоторые схемы и бэкстейджи.