Немного теории
Светофильтры применяют уже очень давно. Цветные фильтры стали применять тогда, когда появилась цветная фотография. Лично для меня наиболее яркий пример применения цветных фильтров — С. М.Прокудин-Горский, который наснимал тысячи цветных фотографий на черно-белую плёнку. Благодаря ему у нас в Узбекистане сохранились цветные изображения Бухарского эмира и архитектуры 19 века. Он применял цветные фильтры и делал 3 кадра, каждый с определённым цветом. При наложении их друг на друга получалась цветная картинка. По его фотографиям удалось восстановить множество разрушенных архитектурных памятников, и не только. Предлагаю почитать о нём, пусть хоть даже в Википедии, если кто о нём не слышал.
Другой способ применения светофильтров в фотографии — это фильтры на объектив. Это делается для того, чтобы исключить какой-то определённый цвет, или наоборот, выделить. Так же этот способ позволяет затонировать изображение прямо в процессе съёмки. Существуют как просто цветные фильтры, так и нейтральные, градиентные, туманные и ещё целая куча разновидностей. Думаю, когда-нибудь я и о них подробно расскажу. Сегодня же тема немного другая.
ББ и с чем его применять
Баланс точки белого стал жутко актуальной темой с появлением цифровой фотографии. Сейчас прямо во время съёмки можно отрегулировать этот параметр и влиять на характер кадра. С плёнкой было сложнее, приходилось подбирать правильный тип плёнки и использовать светофильтры. Да, сейчас жизнь фотографа стала проще, но светофильтры остались. Правда, применяют их сейчас немного иначе. Если нужно креативное освещение, то цветными фильтрами красят свет (вспышку, постоянник)
Подобрал нужные цвета, закрепил, поправил баланс белого, и снимай себе спокойно.
Но тут стали популярны светодиодные источники, с RGB матрицами. Источник может менять цвет в любом диапазоне спектра, и пара таких источников может прекрасно раскрасить сцену в кадре в любой цвет. Но цветные фильтры всё ещё существуют, значит кому-то они ещё нужны.
Не буду рисовать сложных графиков и грузить тебя физикой. Нормальный белый свет пока получается только у солнца, у газовых вспышек (специальная газовая лампа внутри) и всё. LED свет пока ещё далёк от идеала. А идеал — это солнце. Принято считать нейтральный белый свет, лишенный паразитных оттенков, равным 5500К
Не ругайся, если где-то попадались другие цифры. На самом деле то же самое солнце в разных регионах светит по разному. И его баланс белого колеблется от 5400К до 6000К. Хотя, начинай ругаться, на самом деле, ББ солнышка колеблется от 2000К и выше. Всё зависит от времени суток) На восходе красный цвет преобладает, но это всего-лишь влияние атмосферы. Солнце свой цвет не меняет уже миллионы лет :)
В большинстве начальных и любительских камер ты обычно видишь вот такое у себя в меню настройки баланса белого. Это очень условные цифры и у каждого производителя они могут немного меняться в ту или иную сторону. Но это уже что-то. Это и есть настройка баланса белого. Но что это за настройка такая?
У человека баланс белого настраивается с рождения. С того момента, как ребёнку начинают объяснять названия цветов, он калибрует свой нейронный датчик и понимает, что белый лист бумаги остаётся белым, даже если на него смотреть на закате или в полдень. Всё потому, что мы точно знаем цвет определённых предметов (дерево, трава, асфальт, небо) и мозг постоянно вносит поправку при изменении цвета освещения. В камере же любой цвет собирается из комбинации трёх цветов — Красный (Red), Зелёный (Green) и Синий (Blue). Этот стандарт называется RGB. В равных соотношениях и на максимальной яркости эти три цвета создают белый цвет. Если какого-то из троицы света меньше, или его интенсивность ниже двух других, то теряется баланс, и цвет сдвигается в сторону двух оставшихся.
Камера — это матрица, которая видит только яркость цвета. Чем дороже камера — тем больше ступеней яркости видит камера. Это называется битностью цвета. 14 бит — это прям хорошо. В недорогих камерах эта цифра ниже. Потому нет смысла обрабатывать фотографии в фотошопе на 32 бита, так как они будут весить больше, а качество точно лучше не станет. Так вот, матрица видит только якрость, а значит и картинку только черно-белую. Потому над пикселями производители устанавливают цветные фильтры в определённой последовательности, а в память процессора зашивают данные какой пиксель за какой конкретно цвет отвечает.
Автоматический баланс белого — это когда камера выводит среднее значение с пикселей на участке или на всём кадре. Надо ли рассказывать о том, что при фотографировании человека со светлой кожей и в тех же условиях, но со смуглой кожей камера баланс белого покажет разный? И потому, если ты фотограф, то…
Никогда не снимай в автоматическом режиме баланса белого. Всегда вручную ставь нужное значение в цифрах или выбирай его из предустановленных настроек.
А чтоб совсем развеять сомнения, вспомни, было такое, что ты снимаешь в автоматическом режиме несколько кадров, и они все отличаются по цвету, хотя сняты с одного и того же места, в одно и то же время?
Просто камера решила, что именно этот баланс будет идеальным. Так кто ж делает кадр, ты или твоя камера? Кто из вас фотограф, в конце концов?)))
В программах обработки фотографий (проявки RAW-файлов) чаще всего баланс белого включает в себя 2 настройки. Сам баланс температуры (Это от 2000К до 50 000К) и оттенок. Температура у нас регулируется из холодного (синий) в тёплый цвет (жёлтый), а оттенок из зелёного в мадженту. Напомню, камера видит 3 цвета, как и твой монитор, который передаёт цветную картинку, собранную из 3 цветов. Но регулируют эти параметры в камере и в программе немного разные понятия.
Выставляя в камере баланс белого мы СООБЩАЕМ камере, какой цвет решено считать белым в данном кадре. Если на улице пасмурно, то мы ставим температуру повыше (например облачко в меню камеры)
Если мы снимаем со вспышкой, то выставляем в камере баланс белого, указанный в дкументации к вспышке. Ну, либо ставим значок молнии в настройках камеры (это значение может не совпадать со значением вспышки, но полюбому будет ближе к нему, чем автоматический режим)
А вот на обработке фотографий мы меняем баланс белого, чтобы привести цвета в кадре к их естественному цвету. И вот тут уже естественность цвета либо определяется качеством монитора, либо нужно искать в кадре заведомо белые предметы и тыкать в них пипеткой. Такой вариант не безупречен, так как предмет может только тебе казаться белым, но на самом деле иметь оттенок, который на высокой яркости не проявляется. Как решение — использовать карту белого (карту серого). Нормальный, нейтральный серый цвет — это ровно в 2 раза ниже яркость всех трёх цветов системы RGB (не запоминай цифры, я специально их не пишу, статья и так перегружена инфой)
При чём тут фильтры вообще?
Поздравляю, у тебя хватило терпения дочитать до этого места. И сейчас я расскажу кое-что интересное. Будем применять конверсионные фильтры, но не для того, чтобы покрасить свет, а чтобы изменить фон, хоть на улице, хоть с дешёвыми лампами в помещении.
Конверсионные фильтры (гели, гелевые, фолиевые), как их только не называют, раньше действительно изготавливались из специального геля, но сейчас это пластик, только очень тонкий. Задача этих фильтров — менять температуру света, то есть, сдвигать точку белого. Это такие же цветные фильтры, как и любые другие, только в большинстве случаев, нам нужны фильтры желтые и синие. Ну, как шкала ББ в лайтруме. Эти фильтры бывают разной плотности, качества и светопропускания. Любой фильтр снижает мощность источника света, так как это не полностью прозрачный материал. Чем плотнее фильтр, чем насыщеннее его цвет, тем больше мощности теряется. Я предлагаю использовать фильтры с невысокой плотностью. Не потому, что что-то там теряется, а потому, что из светлого желтого фильтра можно сделать в 2 раза плотнее, просто сложив его пополам. Не придётся таскать ссобой кучу фильтров. Хотя, они не занимают места вообще. Хорошие фильтры дорогие, но и хватит их надого. Только вот тонкие фильтры плавятся на постоянных источниках, особенно на мощных. Относись к ним, как к расходникам, и будет счастье.
Итак, снимаем у окошка портреты, и хочется подбить немного тени. Ставим вспышку и чёт цвет поплыл в тенях. Всё дело в том, что солнышко в разное время суток имеет разную цветовую температуру, а если тучи на небе, то совсем беда.
Другой пример, снимаем репортаж в помещении, а там на потолке лампы фиг пойми какого качества, и при нормальном ББ цвет кожи неестественный, а в тенях вообще зеленит. Ставим вспышку, лица белые, неестественные. Двигаем бб чтоб цвет кожи стал нормальным, и тут весь фон стал оранжевым. Че делать? Конверсионки на вспышку. Вот и всё
На самом деле, в лайтруме появились умные маски, через которые можно покрасить всё, но если это репортаж и у тебя 400 кадров, всё равно придётся вручную поправлять каждую маску. А я, как ты знаешь, терпеть не могу сидеть за обработкой. А если ещё и сразу же на месте ждут материал (СМИ, например) то лучше фильтров ни чего нет. Приведу примеры фотографий с одной вспышкой и неконтролируемым светом на заполнении
Как видно из примеров, конверсионный фильтр позволяет сдвинуть баланс белого в ту или иную сторону. Слева фото до изменения бб, справа после, когда я ориентировался на тон кожи и приводил его к нужному мне виду. На съёмке освещал только модель, циклорама подсвечена солнышком из окна. Солнце за пол часа не успело сильно изменить свой цвет, это ясный день, но нам оно не мешало сделать фон теплее или холоднее. Ставлю синий фильтр — картинка уходит в холод и балансом белого в камере возвращаю нужный мне цвет. Соответственно, фон меняет свою температуру.
По цвету футболки на фоточках До (слева) изменения бб видно, какой именно фильтр я использовал. Один источник, белая циклорама, но я могу сделать фон любого цвета, используя только рисующий свет. Это ли не счастье?)) Мало того, это не только используется в коммерции, но и в любительских съёмках, когда в сумке только одна вспышка, а хочется сделать какой-нибудь необычный кадр.
Днём я могу снять вечер, вечером я могу снять солнечный день. Повторюсь, это только баланс белого. Больше фото никак не красилось. Причём, это можно сделать прямо в камере. Ну ладно. не во всех камерах ББ так гибко настраивается, но в большинстве камер есть пункт PRE(в некоторых иначе называется) который позволяет сделать преднастройку баланса белого по карте белого. В моём случае, белая футболка вполне бы для этого подошла. Если нет белой футболки, всегда можно использовать белый лист бумаги. Попроси модель подержать белый лист перед источником света с фильтром и сделай снимок. Камера отстроит бб максимально близко к нужному, и всё. Можно снимать. Если нет белой бумаги — включи фантазию и найди что-то белое. Даже если нет точной карты белого, это всё равно точнее, чем вообще ни чего. Главное — не отбивать ББ влоб с самого источника света, так как будет выбитый свет, и камера либо выдаст ошибку замера, либо сделает его неправильно. Всегда…не, не так…
Всегда замеряй ББ при помощи отраженного света!
То есть, когда ты светишь на какой-то предмет, и делаешь замер от предмета
А ещё можно поиграть с акцентами при помощи фильтров. Поставить холодный фильтр и увести цвет сильно в тепло. Вполне рабочая история. Да и вообще, многие фотографы недооценивают цветные фильтры. Если их использовать для цветного наполнения кадра, то сейчас есть и совсем недорогие приборы RGB. Если в кадре используется только цвет, то можно плюнуть на баланс белого, так как у красного или синего цвета есть куча оттенков, но нет понятия ББ, потому что это лишь малая часть белого спектра.
Предложу тебе неспеша прикупить парочку конверсионных фильтров. Они продаются большими листами, и если купить вскладчину с коллегой, то выйдет дешевле, и всем хватит.
Как крепить эти фильтры на вспышки — можно посмотреть на бэкстейджах. В студийных приборах это прищепки, изолента или малярный скотч. С накамерными вспышками ещё проще. Резинка для денег или для волос справится легко.
Для накамерной вспышки достаточно малюсенького кусочка фильтра, главное, чтобы он полностью покрывал линзу самой вспышки
На студийные нужны куски побольше, но лучше с двойным запасом, чтобы можно было сложить фильтр и сделать его плотнее в 2 раза, если нужно
А ещё фильтры можно комбинировать, накладывать друг на друга и получать новый цвет. А можно сделать двойной цвет, склеив скотчем 2 фильтра. Таким образом можно создать световой рисунок на фоне или заполнить кадр разными цветами при помощи всего одного источника
один из примеров фонового света с двумя фильтрами. Вариаций бесконечное множество. Фотография — очень творческая штука. Так-что если на съёмке пришла идея в голову, как-то поиграть со светом, то стоит попробовать.
Надеюсь, я смог раскрыть тему баланса белого и то, как применять конверсионные фильтры, чтобы управлять тем самым балансом, а не зависеть от него. Не хочется перегружать статьи большим количеством информации, всё-таки они творческие, а не научные. Но в то же время, хочется, чтобы тебе более глубоко стала понятна конкретная тема. В любом случае, я всегда на связи в нашем творческом чатике и даже если не я, то кто-то другой из фотографов всегда подскажет и поможет советом. Присоединяйся к нам. А если поделишься статьёй с коллегами, особенно если статья окажется полезной, так я вообще буду счастлив. Для кого-то ведь я это всё пишу, в конце концов)