МК «Широкий угол — новые возможности»

Научились работать с шириками в портретной фотографии и стали ближе к трендам. Фотоотчёт, бэкстейджи и немного полезной информации по широкоугольным объективам

Широкоугольные объективы — это та картинка, которую мы всё чаще видим. В большинстве мобильных камер именно ширики. Киношная атмосферная картинка — это ширики. Широкой угол недооценён пока среди фотографов, так как использовать его довольно сложно. Однако те, кто научился применять широкоугольные объективы не только в пейзажах, но и в портретной фотографии — на голову выше остальных фотографов. На прошедшем мастерклассе решил немного раскрыть тему широкоугольных объективов, чтобы помочь сделать шаг вперёд тем, кто пока ещё не решился. Для затравки, фоточки с бэкстейджами с прошедшего мк, чтобы ты видел, как это классно проходит у нас.

За видео отдельная благодарность Шахзоду  и Давиду. Ссылки на профили инстаграм кликабельны, вэлкам.

Широкий угол = новые возможности

  А ведь правда, только на широкий угол можно сделать динамичные кадры, показать движение, близость и атмосферу происходящего. Нет, это не линзы для спорта, это линзы для творчества. Мы обсудили все стороны широкого угла и я попробую сделать выборку из плюсов и минусов широкоугольной оптики.  

МИНУСЫ:

  • Ширики искажают перспективу
  • ширики деформируют пропорции
  • ширики отдаляют задний план
  • ширики плохо размывают фон

ПЛЮСЫ:

  • Ширики добавляют динамики
  • Ширики дают свободу в выборе ракурса
  • Ширики заставляют заполнять кадр сюжетно
  • Ширики отдаляют и расширяют задний фон
  • Ширики бывают светосильными, кстати
  • Ширики любой кадр делают киношным
  • Есть ширики без дисторсии

На мой взгляд, минусы условны. То есть, их можно использовать во благо фотографии. Например:
искажение перспективы помогает создать сходящиеся линии к модели, и это делает кадр более читаемым, приводя взгляд к главному объекту из любой точки кадра. Деформация пропорций позволяет создать невероятно близкие кадры, словно зритель присутствует прямо на расстоянии руки от модели. Это очень удобно использовать в жанровой фотографии. Ширики отдаляют задний план, и это прекрасно, так как позади модели можно смело ставить свет, оборудование, создавать световую атмосферу и быть уверенным, что всё это останется невидимым, даже пара ассистентов смогут стоять позади модели и не попадать в кадр.

В маленьких помещениях это очень удобно для создания контрового света прямо из-за спины модели. Светосильные ширики размывают фон только на крупных портретах, особенность оптики, физику не обманешь. В ростовых портретах о размытии можно забыть, как и про огромные бокешки. Зато здесь открывается новое поле для творчества. Ведь раз кадр в резкости, значит задник должен быть продуманным, интересным, гармоничным с общей идеей кадра. И вот тут наступает время для творчества. Интерьерные фотосессии на ширики будут просто прекрасны. 

Как работает широкий угол

  Ещё чуть-чуть теории. Чем длиннее фокусное расстояние объектива, тем уже будет угол обзора и тем меньше поместится информации в кадр. Таким образом, с одного и того же расстояния на короткий фокус умещается больше информации, чем на длинный. На иллюстрации схематично показано соотношение угла и фокусного расстояния.  

  Чем ближе модель к камере, тем больше пространства она будет занимать в кадре. Широкоугольные линзы отдаляют задний план, так устроена оптика. Длинный фокус приближает задний план и делает его заметно крупнее, чем он на самом деле. Так  на 85 мм ростовый портрет получится с 5-6 метров, а на 16 мм с двух метров.  

  Но есть и свои особенности. Если снимать параллельно оси матрица-модель, то ширики не сильно влияют на перспективу кадра, лишь только создают небольшую подушку дисторсии по центру и растягивают края. Но стоит сместиться от оси, предположим, вниз, и снять с нижнего ракурса, то картинка искажается. Всё что ближе к камера — становится крупным, что дальше _ мелким.  

То же самое, если направить объектив вниз относительно оси. С длинным фокусом такого не происходит. Точнее, происходит, но настолько несущественно, что можно смело снимать кадры в рост с уровня земли и не бояться за карикатурные фотографии.

Это происходит потому, что разница в расстоянии верхней части кадра и нижней на шириках заметно больше, чем на длинном фокусе.

Правила работы с шириками просты:

-не снимать с экстримально крутых углов человека
-держать объектив перпендикулярно модели
-крупный план снимать с уровня лица, средний с уровня груди, а общий с уровня пояса модели.

тогда пропорции можно условно сохранить, а потом в постобработке поправить дисторсию. И это пугает фотографов, многие портретные фотографы выбирают фокусное расстояние от 50 мм и выше и просто забывают о сложностях. В то же время длинный фокус размывает фон и можно забыть о проблемах чистки фона в фотошопе. Лениво и быстро делать стандартные портреты с размытым вхлам фоном. Получаются прекрасные фотографии человека, без лишних хлопот. Привычные, скучные, без творческих усилий.

Я предлагаю пойти путём сильных, и разобраться с шириками. Это совершенно новый формат фотографии. Да, ширики размывают фон только на крупноплановых портретах, но если фон — часть сюжета? На длинном фокусе придётся закрывать диафрагму, чтобы фон хоть как-то проявить. Мы теряем светосилу линзы, мягкость картинки. И тут короткий фокус и широкий угол выручают.

Давайте дружить с шириками

Широкий угол это динамика, сюжет, пространство и перспектива. Можно практически из ничего создать сходящиеся линии в кадре, выделить человека и показать его близость к зрителю. Легко, без хитростей. Это классический портрет на ширик Sigma 20 mm F1.4 DG HSM Art
Можно снимать против солнца, оно не попадёт в кадр, только красиво подсветит волосы модели и создаст идеальный контровой свет.  

А это ростовый портрет на всё ту же линзу 20 мм. Всего лишь меняя положение камеры выше/ниже можно собрать прекрасную уходящую вдаль перспективу. Для тех, кто любит направляющие линии идеальное решение. Всё, что есть рядом, так или иначе тянется к модели.

Да, надо быть внимательным к фону, на нём будет всё, что может попасть в кадр. Но можно поиграть с перспективой и создать очень динамичную картинку. На самом деле — это легче, чем кажется.

На ширик можно снимать прекрасные кадры без помощи лестницы или каких-то приспособлений. В кадр умещается очень много пространства. Пример фото, снято на объектив Sigma 17-70mm DC OSS HSM.

На ширик удобно ловить моменты в репортажах, когда снимаешь общие планы или в большой толпе вылавливаешь интересные кадры.

  Как пример, свадьба, где невеста шла сквозь толпу гостей. На длинный фокус пришлось бы отходить дальше и неминуемо взять в кадр с десяток людей между невестой и камерой. На ширик удалось снять с пары метров одну невесту.  

Использование короткого фокуса в фотографии гораздо шире, чем можно представить. Можно снимать с экстримально низких углов, чтобы получить картинки шагающих людей на фоне неба. Можно создать иллюзию близости с моделью, если она протянет руку к объективу. На 85 мм в кадре окажется только часть лица, тогда как ширик способен с расстояния руки взять в кадр модель по пояс. Просто немного фантазии и всё будет выглядеть необычно, ярко и эффектно.

Плюс, вспомним, что ширики нравятся видеографам не просто так, они дают интересную картинку и позволяют взять максимум информации в кадр. И резюмируя, нельзя сказать, что лучше, широкий угол или классические портретные объективы, но однозначно, на ширики можно и нужно фотографировать портреты. Это прокачка навыков фотографа и умение работать с любой оптикой. Это возможность подачи фотографии по новому, иная передача настроения фотографии. В некоторых ситуациях это супер удобно. стоит попробовать. Ниже фотографии, снятые на 16 мм во время мастеркласса.

МК «Широкий угол — новые возможности». Фотограф Григорий Кравец в Ташкенте
МК «Широкий угол — новые возможности». Фотограф Григорий Кравец в Ташкенте
МК «Широкий угол — новые возможности». Фотограф Григорий Кравец в Ташкенте
МК «Широкий угол — новые возможности». Фотограф Григорий Кравец в Ташкенте
МК «Широкий угол — новые возможности». Фотограф Григорий Кравец в Ташкенте
МК «Широкий угол — новые возможности». Фотограф Григорий Кравец в Ташкенте

Фотоотчёт с мероприятия.

Полезные статьи