Мягкий или жесткий?

Самое популярное определение света. Вроде всё довольно легко и понятно. Когда жесткий свет, фотографировать неудобно, тени получаются не очень красивыми и всё такое. Мягкий свет очень удобный, с ним получаются хорошие фоточки, он мягкий, он классный, кайф. Чтоб с самого начала никто не спорил, поясню. Именно такие характеристики света я чаще всего слышу. На самом деле, с любым светом удобно работать, и с любым светом будут прекрасные кадры. Сначала общее понимание в картинках, а потом я подробно всё покажу.

Скачать

Жёстко

Это полуденное солнце

Скачать

Мягко

Это облачная погода, когда солнце за облаками.

Так и есть. Только не полуденное солнце, а вообще, если видно солнце, то свет жесткий. Теперь теория.
Чем меньше размер источника света относительно предмета съёмки (пусть это будет человек) и чем дальше от человека, тем жестче свет. Солнце маленькое? Малюсенькое, я бы сказал. На самом деле этот огненный гигант в миллиард раз больше человека, но и расстояние настолько большое до солнца, что для нас это просто яркая точка, только капец какая яркая. Чем ближе источник света, тем свет мягче. Это всё справедливо только при условии, что источник света больше, чем человек.

К примеру, снимаем крупный портрет. Софтбокс по размерам больше, чем лицо человека. Ставим его на расстоянии метра от человека и получаем супер мягкий свет на лице. Тени в виде градиентных переходов от светлого к тёмному, морщины неявные. Идеальный свет для спокойных и «воздушных портретов»

Решили снять ростовый портрет. С близкого расстояния такой софтбокс не сможет равномерно осветить лицо и ноги. То есть яркость света — это зависимость расстояния и мощности. Не будем уходить в математику глубоко, просто запомни:

при постоянной мощности света если увеличить расстояние в 2 раза, яркость упадёт в 4 раза

Чтобы уравнять разницу верха и низа кадра по яркости, отдаляем свет на 5-6 метров и теперь он стал жестче, тени стали более резкими, а с ними морщины более явными, текстура более читаемая

Контрастный свет

Под этим понимается контраст между светом и тенью. Чем светлее тени по сравнению со светлыми участками— тем менее контрастный свет, и чем темнее тени в сравнении со светлыми участками — тем более контрастный свет. То есть говоря про свет, мы понимаем под этим глубину теней в кадре.

Контрастный свет может быть мягким, может быть жестким, это самостоятельное понятие. Контраст зависит от заполняющего света. К примеру, на белой циклораме гораздо сложнее получить высококонтрастные тени, так как свет отражается от всей циклорамы и возвращается на модель, подсвечивая тени. Без использования флагов, сот, различный заграждений, невозможно будет получить совершенно черные тени, они будут высококонтрастными, но не абсолютно. Сейчас покажу схематически разницу всех этих понятий:

Мягкий или жесткий свет?. Фотограф Григорий Кравец в Ташкенте
Скачать

жесткий

Мягкий или жесткий свет?. Фотограф Григорий Кравец в Ташкенте
Скачать

мягкий

Мягкий или жесткий свет?. Фотограф Григорий Кравец в Ташкенте
Скачать

жесткий

Мягкий или жесткий свет?. Фотограф Григорий Кравец в Ташкенте
Скачать

мягкий

Мягкий или жесткий свет?. Фотограф Григорий Кравец в Ташкенте
Скачать

контрастный

Мягкий или жесткий свет?. Фотограф Григорий Кравец в Ташкенте
Скачать

не контрастный

Мягкий или жесткий свет?. Фотограф Григорий Кравец в Ташкенте
Скачать

контрастный

Мягкий или жесткий свет?. Фотограф Григорий Кравец в Ташкенте
Скачать

не контрастный

Попробую сформулировать кратко:

1.

Чем резче переход от светлого к тёмному — тем жестче свет
Чем плавнее переход между светлым и тёмным участком — тем мягче свет

2.

Чем сильнее разница между самым светлым и самым тёмным участком, тем контрастнее свет
Чем слабее разница между самым светлым и самым тёмным участком, тем менее контрастный свет

Мягкий или жесткий свет?. Фотограф Григорий Кравец в Ташкенте
Скачать

жёсткость света оцениваем так

Мягкий или жесткий свет?. Фотограф Григорий Кравец в Ташкенте
Скачать

контраст света оцениваем так

Теперь на практике

Обычная накамерная вспышка — это довольно хорошо сфокусированный источник света. Всё благодаря линзе Френеля, которая стоит перед самой лампой вспышки. Зум внутри неё лишь отдаляет или приближает лампу к линзе. Световой поток становится шире или уже, но не меняет своей жесткости. Если спустить рассетиватель на линзу, который так же встроен в такие вспышки, световой поток станет более равномерным по своей площади, только шире. Свет будет разлетаться на более широкий угол. Жесткость не изменится. Ведь размер источника света не меняется.

Жесткий свет. Для него характерна резкая граница тени. Данный пример не идеален, так как вспышка всего в 2 раза меньше, чем предмет в кадре. А расстояние до неё ограничено потолком в помещении, то есть максимум — 3 метра. Потому у края тени наблюдается размытая граница, но только у края, так что норм.

Я добавил отражатель, чтобы сделать тень менее контрастной, она стала светлее, контраст между светом и тенью уменьшился, но жёсткость осталась прежней. Всё потому, что источник света не изменился по размеру и расстояние между ним и предметом не изменилось. Чтобы сделать свет мягче — нужно изменить хотябы один критерий

Изменим размер, надев октобокс. Форма его может быть любой, это не влияет на характер и рисунок света. Важен только размер и расстояние. В данном случае, фрост ткань софтбокса является источником света, так как свет от вспышки освещает именно поверхность фроста, а он уже светит на предмет. Теперь источник света больше предмета в 10 раз. Свет стал мягче. Softbox — мягкая коробка (англ.) Мягкая она, в смысле что из ткани и легкая. Но в нашем случае и правда, смягчает свет:))

Ещё раз:
Светит всё та же жёсткая вспышка, только теперь она светит не на предмет, а на фрост ткань софта, которая рассеивает свет по всей своей поверхности и делает его размер, относительно предмета, больше в десятки раз.

Итак, тень стала мягче. Её края плавно переходят в фон, в виде градиента. Так как размер софтбокса большой и фрост ткань слегка провисает, то свет от неё попадает и на стены в комнате, от чего появляется заполняющий свет. Софтбоксы светят на 180 градусов. Любой формы, любого размера, свет разлетается на 150-180 градусов, в зависимости от глубины фрост ткани на нём. В отличии от голой вспышки, кстати, у неё пучок света очень узкий. Ну да ладно, мы тут увидели, как свет стал мягким.

А вот тут он стал менее контрастным, я бы даже сказал, почти не контрастным. Кстати, фон серый, на белом контраст был бы заметнее. Ещё раз замечу, контраст — это очень зависимая величина, и зависит она от общей освещенности кадра, уровня заполняющего света, яркости фона. Жесткость света — величина независимая ни от чего, кроме размера источника света и расстояния до него.

А вот тут характер тени совсем изменился. Тень вроде мягкая, но переход от света к тени не широкий и ступенчатый. Всё просто — на софтбокс надеты соты. Соты — это своего рода шторки, которые не дают свету разлетаться во все стороны, а направляют его на объект. Соты делают свет контрастнее, не удивительно, ведь заполнения с ними становится меньше. С сотами светом легче управлять, так как световой поток становится не таким широким. Чем глубже соты — тем меньше угол света. Но размер софтбокса не изменился. А значит на мягкость света соты не влияют вообще. Это важно, стоит запомнить.

И вот тут я подсветил тень отражателем. Тень стала менее контрастной, я её высветлил. Но характерный рисунок от сот всё же остался. Градиент не плавный, а ступенчатый. От чего такое происходит? Всё дело в том, что соты разбивают софтбокс на множество источников малого размера. Каждая сота — маленький луч. Направленный луч, кстати. И вот это множество источников-сот создают такой рисунок тени. От каждой соты свет попадает на определённый участок. Соответственно и тень от предмета падает в своё определённое место. Множество теней создают такой своеобразный рисунок. Невероятно полезная штука, эти соты, но пользоваться надо осмысленно. Просто так их вешать не стоит.

Как узнать, на какой угол разлетается свет от твоего источника? Нужно просто отойти в сторону от него и посмотреть на источник. Видишь светящуюся сторону софта, значит свет на тебя попадает. Как только не стало видно, значит на этом месте света уже не будет. Так вот, если софтбокс, октобокс, стрипбокс и прочие боксы светят примерно на 180 градусов, зонты на отражение тоже на 180 градусов, зонты на просвет вообще на 360, хоть и не равномерно, то с сотами угол заметно меньше. Пример ниже

У меня соты глубиной 2 сантиметра. И это капец как ощутимо сужает полосу света. От 180 градусов остаётся каких-то 120-140 градусов. Это всё равно, что солнце светило бы сквозь дырки в тучах. Но вот если такой софтбокс поставить близко к модели, к предмету, то соты нарисуют очень неровный рисунок свето-тени. То есть, если издалека, с расстояния нескольких метров — норм. Если близко, то тень будет ломаная. На примере ниже это хорошо видно. Картинки кликабельны, можно посмотреть ближе

Про другие особенности сот я расскажу в другой раз, их ещё много, особенно в предметной фотографии. Сейчас же стоит запомнить лишь, что

Соты делают тени контрастнее, на жесткость не влияют.

В драматических сюжетах портретной фотографии — незаменимая штука. Пользуйся

А вот без сот и с минимально возможного расстояния свет становится настолько мягким, что переход от света к тени превращается в ровный градиент. Причём вокруг предмета, так как большой источник освещает его не только слева, но и спереди, сзади, сверху. То есть, если не получается увеличить размер, то можно сократить расстояние. Это же правило работает и в обратном порядке. Если у тебя огромный софтбокс, размером больше метра, а тебе надо картинку как с софтом 60×80см то можно просто поставить софт дальше, и всё. Запиши себе куда-нибудь)))

Примеры ниже

Теперь стало понятно, почему голое солнышко — это жестко, а облачное небо — это мягко? Если нет, предлагаю перечитать статью с самого начала, только внимательно. Потом можно написать в чатик телеграм свои наблюдения и замечания

Полезные статьи

Мягкий или жесткий свет?. Фотограф Григорий Кравец в Ташкенте

Астрофотография

Астрофотосъёмка — это всякие туманности, планеты, звёзды. Сейчас даже мобильный телефон умеет снимать ночные фото...
Мягкий или жесткий свет?. Фотограф Григорий Кравец в Ташкенте

Мастеркласс «Студийное оборудование»

Студийные вспышки, софтбоксы, синхронизаторы, циклорама…для некоторых это звучит как «чёрная магия», которой обладают...
Мягкий или жесткий свет?. Фотограф Григорий Кравец в Ташкенте

МК «Широкий угол — новые возможности»

Научились работать с шириками в портретной фотографии и стали ближе к трендам. Фотоотчёт, бэкстейджи и немного...
Мягкий или жесткий свет?. Фотограф Григорий Кравец в Ташкенте

Мастеркласс «Мужской и женский портрет»

Фотоотчёт и немножко полезной информации с мастеркласса по портретной фотографии
Мягкий или жесткий свет?. Фотограф Григорий Кравец в Ташкенте

Конверсионные фильтры

Итак, у вас лишь одна вспышка и неконтролируемые условия. Надо сфотографировать хорошо, и как это вообще возможно,...
Мягкий или жесткий свет?. Фотограф Григорий Кравец в Ташкенте

Лазеры. Творчество

Надо снимать репортаж мероприятия. А в освещении используются лазерные проекторы, пушки или светомузыкальное...
Мягкий или жесткий свет?. Фотограф Григорий Кравец в Ташкенте

Жёсткий свет. Студия

Жесткий свет — это сложно, скажут одни фотографы. Жёсткий свет — это ограниченные жанры, скажут другие фотографы....
Мягкий или жесткий свет?. Фотограф Григорий Кравец в Ташкенте

Цвет в фотографии

Креативное освещение — это звучит классно, но часто начинающие (и не только) понимают под ним использование...
Мягкий или жесткий свет?. Фотограф Григорий Кравец в Ташкенте

Отраженный свет

В рамках моего мастеркласса по Новогодним фотосессиям разобрались с темой отраженного света. Можно снимать...